Этнографический
музей народов Забайкалья был открыт для посетителей в 1973 году. Музей расположен в городской черте Улан-Удэ, в живописной
местности Верхняя Березовка, являющейся любимым местом отдыха жителей столицы Бурятии. Он занимает территорию в 37 га.
Основная задача музея - это сбор, реставрация, комплексное экспонирование и изучение памятников материальной культуры
народов Забайкалья.
Территория музея разделена на несколько
комплексов: археологический, эвенкийский, бурятские Предбайкальский и Забайкальский, старожильческий, старообрядческий,
городской.
Экспозиция каждого комплекса представлена в виде характерного
для поселений прошлого века усадеб и хозяйственных построек с орудиями труда, домашней утварью, мебелью и т. д. Единый
ансамбль комплексов под открытым небом, а также природный ландшафт создают подлинную и многообразную картину жизни и
быта эвенков, бурят, русских с начала XIX по начало XX в.
В музее можно увидеть традиционные для Забайкалья жилища -
чумы эвенков, войлочные юрты бурят. Помимо жилых строений здесь представлены памятники деревянного зодчества,
связанные с хозяйственным укладом и общественной жизнью - буддийский дуган "Деважин", церковь из старообрядческого
села Никольское, часовни.
Строительство музея еще не завершено. К настоящему времени на
территории музея сосредоточено около 46 архитектурных памятников. В музейных фондах собрано свыше 11 тысяч экспонатов.
Значение музея как научно - исследовательской базы, хранилища архитектурных памятников растет постоянно. Сохраняя для
нынешнего и будущего поколений культурное наследие народов Забайкалья, он помогает понять его прошлое и лучше оценить
сегодняшние достижения.
Далекое прошлое Забайкалья имеет богатую историю, запечатленную
в многообразных археологических памятниках. Стоянки первобытного человека и городища хунну, пещеры и
рисунки на скалах, могильники и культовые предметы дают представление о том, как жили и чем занимались наши далекие
предки. Группа памятников датируется бронзовым веком -11-1 тыс. до н.э. В музее сосредоточено несколько типов
«плиточных» могил, «оленный» и «сторожевой» камни, часть скалы с древними красочными рисунками. С культурой обработки
железа были связаны племена хунну. Два жилища хунну перевезены в музей и реконструированы. Тюркское время представлено
разными типами могил. С острова Ольхон перенесены «шатровые» могилы, из Джидинского района - «херексуры».
В таежном крае за Байкалом издавна живут эвенки. Это - часть
того этноса, который расселен необычно широко - на семи из десяти миллионов квадратных километров территории
Сибири. В то же время общая численность эвенков составляет не более 25 тыс. человек. Эвенков (тунгусов) можно встретить
в горах, в тундре, на лесных просторах от Енисея до Тихого Океана, от степей Монголии до Заполярья.
«Тунгусы отличаются между собой в образе мысли и промышленности, но везде сохраняют удивительное сходство в виде языка,
нравах и других отношениях, показывающих их одинаковое происхождение» - писал в начале прошлого века путешественник и
ученый Г.И.Спасский.
Районы, прилегающие к Байкалу, считаются некоторыми из ученых
прародиной эвенкийского народа. Археологический материал, присущий эвенкам, зафиксирован при раскопках памятников
позднего неолита и ранней бронзы. До начала XVIII в. эвенков можно было встретить по всему побережью Байкала и
прилегающих таежных массивах. В настоящее время эвенки Забайкалья проживают в Баунтовском, Северобайкальском и
Курумканском районах.
Этнографическому музею удалось по собранным материалам
реконструировать не только жилища, но и воссоздать характерное стойбище рыболовов и оленеводов конца XIX - начала
XX вв.
Комплекс состоит из нескольких чумов, расположенных в
непосредственной близости друг от друга и двух свайных лабазов с крышами, крытыми лиственничной корой. Свои стойбища
эвенки ставили в сухом бору, что и соответствует местоположению комплекса.Чум летом и зимой был основным жилищем эвенков.
Летний чум сооружался из бересты, а зимний, у бедного эвенка, из лиственничной коры. Более зажиточные эвенки покрывали
зимний чум шкурами диких животных. Интерьер для всех жилищ традиционный.
Буряты - монголоязычный народ Сибири. В середине XVII века в
Предбайкалье проживали булагаты и эхириты, а также хонгодоры и другие довольно крупные группы - роды ойратского
(западномонгольского) происхождения. В Забайкалье кочевали хоринские роды и многочисленные группы собственно монгольского
происхождения (сонголы, сартулы, ашебагаты, атагаты, хатагины. хубдуты и др.). Кроме того, по обе стороны Байкала обитали
также эвенки (тунгусы), часть которых оказалась ассимилированной бурятами. Ко времени появления русских буряты
находились на стадии консолидации, шел процесс формирования бурятской народности.
Ведущей отраслью хозяйственной деятельности бурят в прошлом было
скотоводство. В Забайкалье оно не отличалось от типичного монгольского кочевого хозяйства. Разводили пять
видов скота: крупный рогатый скот, лошадей, овец, коз и верблюдов. В Предбайкалье скотоводство носило полукочевой
характер, существовала система запасения кормов на зиму.
В XVIII - начале XX вв. в хозяйственной жизни бурят произошли
существенные изменения. Под влиянием русских крестьян буряты постепенно стали переходить к земледелию и оседлости. В
конце XIX - начале XX вв. у предбайкальских бурят преобладало земледельческо-скотоводческое, а у забайкальских -
скотоводческо-земледельческое хозяйство. Бурятский Забайкальский комплекс состоит из зимней усадьбы с жилым домом,
деревянной летней юрты и амбара. В комплексе экспонируется войлочная юрта, буддийский дуган «Деважин», амбар Ц.Ц.Ранжурова.
Бурятский предбайкальский комплекс представлен двумя усадьбами
крестьян разного достатка и двумя восьмистенными юртами. Усадьбу зажиточного бурята составляли дом-зимник и широкое
крестьянское подворье: амбары, юрты, коровники, котухи для овец, риги, овин, утуги - все это ограждалось прочным
забором.
Дома-зимники в XIX в. являлись широко распространенными типами
жилищ крестьян-бурят Иркутской губернии, занимавшихся помимо скотоводства земледелием. Усадьба середняка представлена
домом - зимником с холодными сенями (пятистенок), деревянной четырехстенной летней юртой, небольшим амбаром для
хранения муки, зерна, мяса. Многоугольные деревянные юрты, как традиционное жилище, продолжали существовать к
началу XX века. К этому времени они становятся летним жилищем, претерпевая ряд усовершенствований. Деревянные юрты
различались по величине, добротности материала в зависимости от степени зажиточности хозяина.
В музее представлены две восьмистенные юрты из разных районов -
одна из с.Иний ( Качугский район Иркутской области), другая - из с.Далахай (Закаменский район Республики Бурятия.
Закаменская восьмистенная юрта была построена без традиционных опорных столбов в 1898 г. местным мастером Ц.Самбиловым.
Полог крыши поддерживают решетчатые переплетения (слеги). Крыша снаружи покрыта корой, а сверху - дерном.
Качугская юрта построена традиционным способом - крыша юрты опирается на четыре опорных столба (тэнги), которые
соединяют балки (хараса), образующие квадратную форму.
В центре юрты находился очаг - квадрат земляного пола с тремя
камнями (дулэ). Интерьер традиционный - на правой от входа половине расположены полки с деревянной и берестяной
посудой - кадушки, туеса, чаши, корытца, маслобойки и пр. Напротив входа, занимая почти всю стену, находилась кровать
орон) со всеми постельными принадлежностями - хубсарами, катаными потниками (шэрдэками), подголовниками из камусов,
набитыми оческами шерсти, овчинными одеялами. На другой половине от входа - (барун тала) располагалась лучшая часть
убранства юрты - нарядно расписанные сундуки, стол для гостей, деревянный диван (сапа), ближе к двери - седло,
предметы конского снаряжения. Разделение юрты на мужскую и женскую половины было условным, оно способствовало более
практичному использованию относительно небольшой площади юрты и поддержанию в ней порядка. Рядом с юртой стоит глинобитная
печь. Такие печи для выпечки хлеба ставили обычно на летниках, так как они удалены от зимников на значительные расстояния.
Русские впервые появились в Забайкалье в 40-х годах XVII века.
Огромную роль в колонизации края сыграли казаки и крестьяне. Среди кочевий бурят и эвенков постепенно вырастали поселения
русских крестьян и казаков. Для закрепления и охраны порубежных земель в начале XVIII в. большая часть забайкальского
казачества была переселена на китайско-монгольскую границу. Правительство отменило казакам хлебное жалованье и выделило
им землю для запашки. Казаки получили возможность вести самостоятельное хозяйство. Стал складываться особый казачий уклад
жизни - воиновземледельцев.
Поселение огораживали изгородью, выделяя выгон для скота. Комплекс показывает
самобытную культуру и быт забайкальских казаков и пашенных крестьян. Все дома и постройки
являлются подлинными памятниками и представляют собой образцы народного зодчества,
перевезенные из разных мест Забайкалья. Усадьба станичного атамана разделена на передний и скотный дворы, огород.
На переднем открытом дворе расположен жилой дом, амбары, завозня, навес:
а) Амбар двухкамерный предназначен для хозяйственных нужд.
Перевезен из д.Халзаново Прибайкальского района.
б) Завозня - изолированная постройка с двупольными дверями
для хранения повозок, саней, инвентаря, сбруи.
в) Однокамерный амбар с погребом.
г) Крытый навес для отстоя лошадей.
В скотном дворе размещались конюшня, загон для овец, стайки для
крупного рогатого скота. Здесь же размещено крытое гумно - площадка для обмолота зерна.
В огороде находится колодец с воротом под двускатной крышей на цепях. Круглый дом с верандой перевезенный с Заудинской
станицы г.Верхнеудинска, построен в конце XIX века. Делится дощатыми перегородками на избу-кухню и парадные покои.
Интерьер дома был разнообразен. В избе-кухне готовили пищу, отдыхали и работали. В парадных комнатах стояли лучшая мебель
и предметы убранства.
Усадьба пашенного крестьянина состоит из дома, амбаров, сарая,
завозни. Дом вывезен из с.Батурине Прибайкальского района. Представляет собой типичную великорусскую постройку
первых поселенцев края. Это зимовье с тремя окнами, дом самцовой конструкции, потолок из круглых бревен, пол неокрашен.
Напротив дома расположены двухкамерный амбар, сарай двухстенный, завозня. Этапный амбар перевезен из с.Кульский станок
Хоринского района, является частью этапного пункта, представляет собой трехкамерное помещение. В амбаре размещена
выставка "Из истории ссылки и каторги Забайкалья", где представлены предметы этапных помещений.
Забайкальские старообрядцы, «семейские» представляют одну из
интересных этнических групп края. Сосланные в Забайкалье в середине XVIII в., старообрядцы жили крупными обособленными
группами. Вскоре они составили основное ядро земледельцев Забайкалья: хозяйственная деятельность семейских была
постоянным предметом восхищения путешественников и исследователей. Семейские выращивали рожь, ярицу, пшеницу, ячмень,
гречку, овес, сажали картофель, разводили огороды. Скотоводство играло в хозяйстве подсобную роль. Крестьяне держали
овец, разводили крупный рогатый скот, лошадей, свиней и птиц (кур, гусей, уток. Ремесло и домашнее производство в основном
были направлены на удовлетворение личных нужд, на изготовление предметов домашнего обихода.
Старообрядческий или «семейский» комплекс представляет собой
типичную улицу односторонней застройки конца XIX - начала XX вв. Здесь имеются дома крестьян разного достатка: дом -
«связь» зажиточного хозяина со всеми надворными постройками, изба крестьянина-ремесленника, дом богатого старообрядца,
а в некотором отдалении расположена часовня безпоповцев. Кроме того, реконструированы уникальные ворота, вывезенные из
села Новая Брянь. Все строения деревянные, из лиственничных и сосновых бревен.
Усадьба зажиточного крестьянина состоит из трех основных
частей: переднего двора, отгороженного от улицы забором - «заплотом», скотного двора и огорода.
Жилой дом - «связь», был перевезен из с. Надеино Тарбагатайского района и ранее принадлежал крестьянину Зайцеву. В
доме воссоздан интерьер жилища зажиточного семейского крестьянина. Практически все вещи, представленные в экспозиции,
подлинные. Во дворе кроме жилого дома имеется зимовье, навес для сушки зерна, амбар, сарай, завозня. На скотном дворе
имеются загоны для скота, сеновал. В огороде - баня «по-черному» и колодец.
Усадьба бедного крестьянина - ремесленника представлена домом,
который был построен в 1861 году и ранее принадлежал крестьянину Красикову.
В доме и во дворе представлены предметы и орудия домашних ремесел. В отдалении стоит кузница (конец XIX в.). Перед
кузницей стоит станок для подковки лошадей и «бало» - приспособление для гнутья дуг и полозьев для саней.
Дом богатого крестьянина-старообрядца, некогда принадлежавший семье Борисовых в с. Куйтун, построен во второй
половине XIX в. Дом двухэтажный, с высоким крыльцом, балконом-террасой. Интерьер этого дома традиционный, но здесь
уже можно видеть мебель городского типа.
В перспективе городской комплекс будет представлять собой улицу
старого города с домами купца, мещанина, ремесленника, с торговыми и ремесленными лавками, пожарной каланчой, церковью
и часовней. Перевезены и установлены в музее «доходный дом» с улицы Ленина, 67, дома с мезонином с улицы Почтамтской, 22
и улицы Трудовой, 12. Фасады домов богато украшены легкой ажурной резьбой карнизов, оконных наличников, ставней.
Дом с ул. Почтамтская, 22 - образец жилища состоятельного горожанина начала XX века - интеллигенции или чиновничества.
В четырех комнатах с отдельной кухней воссоздан интерьер дома мещанина.
Деревянная часовня, конец XVIII века, перевезена из Старого Селенгинска. Восьмиугольное в объеме здание на фундаменте
из бутового камня покрыто шатровой крышей с луковкой и главкой.
Церковь из с. Никольское Мухоршибирского района возведена 1913 году и выдержана в классических традициях деревянного
культового зодчества.
В "Живом уголке" музея содержатся изюбри - благородные олени,
яки (сарлыки), медведи, волки, косули, заяц, верблюд, овцы грубошерстной породы.
Республика Бурятия п.Верхняя Березовка тел. (3012) 34-33-10